понедельник, 14 октября 2013 г.

Покров

Сегодня Покров, земля укрылась белым снегом, как покрывалом Богородицы. Для кого то это как стихийное бедствие, а я люблю первый снег. Я знаю, что скоро начнется обострение моей хронической болезни, но не боюсь, а наоборот жду. Да, именно в это время обостряется спелеологический синдром и меня снова тянет под землю – в пещеры.

И тем с большим удовольствием я вспоминаю свой последний пещерный поход в Октябрьские пещеры Пермского края. Моя первая попытка посетить эти пещеры была предпринята в 80-х годах прошлого столетия. Это было великое путешествие!

Я тогда еще занимался в Горозаводском туристическом клубе «Берендей», секция спелео туризма. И вот мы решили сделать клубную лыжную вылазку, объектом посещения были выбраны Октябрьские пещеры. Пошли ребята из всех секций клуба – водного туризма, спелео туризма, геологи и камнерезы, в общем около 30 человек.

Так как там никто не был, то было решено использовать путеводитель известного пермского краеведа-сусанинца Торопова. И вот ранним зимним утром, когда заря еще не осветлила макушки елей, наша толпа вывалилась из электрички на небольшой таежной станции Валежная.

Некоторых сразу посетила муза и руководитель кружка геологии Александр Сергеевич Врадий на ходу сочинял стихи. В воздухе понеслось: «Вот она балдежная – станция Валежная….» Впечатленные творчеством мы вышли на окраину деревни и встали на лыжи. Надо добавить, что большинство у нас шло на охотничьих лыжах, т.к. они меньше проваливаются в снег. Но о последствиях этого факта позже.

И так, ранним зимним утром на окраине деревни толпа в 30 человек, в темноте, читает путеводитель краеведа-сусанинца. В путеводителе черным по белому написано, что от деревни надо двигаться по ЛЭП (линии электро передач) пока не выйдите на поляну у небольшой таежной речки, на берегу которой находятся пещеры. Точно! Вот ЛЭП и накатанная лыжня! Вперед!

Но через несколько километров накатанная лыжня ушла в сторону, а ЛЭП прямо. Встал извечный русский вопрос «Что делать?». Т.к. ЛЭП основной ориентир, то решаем двигаться по ней, лыжня может идти куда угодно. Все нормально, идем снег трамбуем, почти не проваливаемся.

Переходим несколько небольших ложков, но следующий лог немного смутил крутизной своих склонов. Дальше страшнее, лога все круче и глубже, а ЛЭП так и идет прямо через них. Куда ЛЭП, туда и народ – идем, меняемся местами чтобы легче было тропить, уже давно рассвело, мороз пощипывает нос, а конца логам нет – следующий круче предыдущего.

Но вот после очередного подъема лес расступился и открылся вид на огромную поляну и пойму таежной речки. Красота! Где то здесь и пещеры, дошли! Дойти то дошли, но времени на поиск и посещение уже не осталось. Ха! А вот и натоптанная лыжня выходит из леса.

Теперь все стало понятно - лыжня обходила эти огромные лога стороной. Благодарим в душе краеведа-сусанинца Торопова, внизу видны остатки заброшенной деревни. Неугомонный Александр Сергеевич нашел баню по черному, топим, греемся и в обратный путь. По нормальной лыжне добегаем до Валежной за пару часов, сидим на вокзале, ждем нашу электричку.

С прощальным гудком уходит электричка на Пермь, буквально через полминуты заваливается группа туристов из Перми и на чем свет стоит ругают одного за то, что опоздали на электричку, это была последняя. Обруганный проводник оправдывается: «Я что знал, что там толпа охотников прошла.» Понимаем где и по чьим следам они шли, сочувствуем, смех непроизвольно вырывается наружу.

И хотя мы не попали в пещеры, многим этот поход запомнился своими трудностями, комическими ситуациями, красотой тайги. Так хотелось снова вернуться туда.

Следующая попытка была предпринята мной только в апреле 2013 года. Идея зрела и вылилась в такое полу экстремальное трофи. Когда мы с другом оказываемся на Валежной уже темно, сгорел старый вокзал, ветер гуляет по окрестностям. Дорог нет, только тропы – идем до упора, метров тристо. Все, пора вставать на лыжи. Выходим за деревню, ориентируемся.

Немного поплутав находим нужное направление и двигаемся по ночному лесу. Луна как прожектор освещает окрестности, тени деревьев перекрывают путь, идем. Когда подходим к реке, то не сразу понимаем, что мы немного ушли в сторону. Петляет река, петляем и мы, иногда приходится лыжами ощупывать место куда собираешься встать. Зимний рельеф в свете луны обманчив, можно и в промоину угодить или провалиться в запорошенную яму.

В результате нашего блуда выходим на охотничий домик. Ура! Здесь будет наша база, время уже около трех часов ночи, перекусив заваливаемся спать. Утром легкий завтрак, забираем снаряжение и на поиск пещер. Координаты забиты в навигаторе, основная проблема перейти реку, таежные речушки иногда не замерзают даже в морозы. Но нам повезло, находим участок надежного льда и переходим реку. А вот и пещеры!

Каменные лабиринты уходят вглубь, стены и потолок украшены ледяными кристаллами, застывшие озера позволяют любоваться чистотой и причудливостью льда. К сожалению время поджимает, нам сегодня еще возвращаться обратно на Валежную и домой. Чтоб не опоздать на электричку часть пещер и ходов оставляем на следующий раз.

Светит солнце, прекрасная погода, таежная речка и каменные лабиринты … Поход удался! Обратный путь оказался, как это обычно бывает, короче и мы на станции за час до нашей электрички. Ветер пробирает, но в глазах и в душе радость. Получилось! И в следующий раз обязательно получится!

Каменные лабиринты уходят вглубь
Ледяные кристаллы на стенах пещер

Кристалл льда в пещере
Застывшие подземные озера позволяли
любоваться чистотой и причудливостью льда
побывать внутри озера, между пещерных льдов.